Блокноты для записей: назначение и производство

Современные технологии производства полиграфической продукции позволяют создавать широкий ассортимент разнообразных изделий; не стало исключением и изготовление блокнотов, использующее различные методы печати и способы дополнительной обработки. Применение различных средств и технологий напрямую зависит от назначения создаваемой продукции.

Назначение блокнотов

Изготовление блокнотов на сегодняшний день занимает высокое место в списке услуг по производству сувенирной полиграфии.  
Значительная популярность изделий обусловлена удобством и практичностью блокнотов. Их используют в повседневной и деловой жизни, применяют для учебных записей, рабочих заметок, выполнения набросков и т.д.
Существует версия, что производство блокнотов своим существованием обязано Нью-Йоркскому репортеру, жившему в первой половине XIX века. Пронырливый и, в силу своей предприимчивости, успешный журналист стремился делать самые «горячие» репортажи с места событий. Для того чтобы тратить минимум времени на подготовку материала, он решил прикрепить несколько десятков листов бумаги для письма к жесткой картонной подложке. Благодаря этому он мог быстро писать репортажи, отрывать листы с готовым материалом и отправлять их с посыльным в редакцию. За отсутствием других более «мобильных» средств хранения и передачи информации, его материалы первыми попадали на полосы газет, обеспечивая своему автору успех и карьерный рост. Так был изготовлен первый блокнот (от английского слова block-notes, где block — «группа», «соединение», notes — «заметки», «записки»). 
Позже эта идея была подхвачена полиграфистами и запущенна в массовое, а затем и в индивидуальное (фирменное) производство. 
Изготавливаемые сегодня блокноты, по типу назначения, можно разделить на следующие виды: 
  1. рабочие блокноты – используются для заметок, художественных рисунков, выполнения записей, расчетов и т.д.;
  2. презентационные (имиджевые) блокноты – изготавливаются в качестве рекламно-маркетинговой, фирменной продукции, применяются как сувениры, раздаточный материал при проведении различных акций, семинаров и конференций, используются как часть корпоративного стиля;
  3. блокноты-вкладыши – могут выполнять функции рабочих или презентационных изделий, вкладываются в специальную обложку или папку;
  4. кубарики – также относятся к категории блокнотов, представляют собой стопку отрывных листов небольшого формата, соединенных с одной стороны клеевым покрытием, они используются для повседневных и рабочих записей.
Данное разделение необходимо учитывать, приступая к созданию блокнотов. Исходя из назначения, выбирается соответствующий формат, тип листового блока, наиболее удобный способ скрепления и прочие особенности.

Производство блокнотов

Изготовление блокнотов, как полиграфической продукции, можно разделить на несколько этапов. 
  1. Этап первый. Выбор формата
    Фактически (на деле), блокнот представляет собой многолистовой полиграфическое изделие, состоящее из листового блока, обложки и подложки, скрепленных между собой.
    Наиболее распространенные форматы для производства блокнотов – A5, A6 и A7. Реже используются блокноты А4, предназначенные преимущественно на выполнение художественных набросков.
    При выборе формата необходимо учитывать интересы лиц, на которых ориентирована создаваемая продукция; важно четко понимать, для кого и чего именно она предназначена. Блокнот должен соответствовать не только требованиям функциональности, но и обеспечивать удобное хранение (в ящике рабочего стола, в деловом портфеле или, при необходимости, дамской сумочке, кармане мужской куртки). 
  2. Этап второй. Дизайн
    Дизайн блокнота включает в себя подготовку макета для обложки и подложки, а также выбор оформления для листового блока. 
    Обложка и подложка изделий, как правило, выполняется в едином стиле с односторонним или двухсторонним запечатыванием.
    Важно, чтобы блокнот был внешне привлекательным. Для разработки дизайна могут использоваться любые иллюстрации, от фотографий природы, до абстрактной графики, фирменной атрибутики и прочего. Если речь идет о корпоративной продукции, то на обложке размещаются контакты компании, ее название и/или логотип. В целом, дизайн зависит от назначения продукции и особенностей его целевой аудитории.
    Соответственно указанным выше критериям подбирается и тип листового блока. Листы могут быть: 
    • чистыми без разметки, рисунков и прочего, преимущественно белого цвета, реже светлых оттенков – предназначены, как правило, для эскизов, свободных записей;>
    • в клетку (чаще тетрадную, стандартную) – для цифровых расчетов, графиков, рабочих чертежей, текста;>
    • в линию (в обычную, широкую или прописную, узкую) – для текстовых записей;>
    • с рисунком (полупрозрачными изображениями, например, логотипом) – имиджевые изделия.>
    Самым востребованным, удобным и универсальным является листовой блок в стандартную клетку (0,5 х 0,5 см). Обычно листы выполняются из белой бумаги с голубой, темно-синей или серой разметкой. В некоторых случаях используется светлая тонированная бумага. В нижних уголках листов для статусных, корпоративных изделий может быть нанесена рекламная информация или атрибутика фирмы (товарный знак, название компании, телефоны и т.д.).
    После завершения верстки макетов и окончательного согласования, запускается основной производственный процесс. 
  3. Этап третий. Выполнения печати.
    Технология производства блокнотов основывается, главным образом, на осуществлении печатных работ. 
    Для изготовления блокнотов выбираются методы печати, аналогичные другим видам полиграфии и соответствующие типу используемых материалов. 
    Обложка и особенно подложка блокнотов выполняются из жестких материалов – картона или бумаги плотностью 250—300 г/м² с гладкой, либо фактурной поверхностью. Также, могут быть использованы дизайнерские материалы.
    Нанесение изображений на обложку и подложку блокнота может осуществляться офсетным или цифровым методом, а также, в некоторых случаях, шелкотрафаретом, кашированием. В целом, технология производства обложек для блокнотов соответствует изготовлению открыток или иной аналогичной полиграфии.  
    Для листового блока обычно используется более тонкая бумага, средней плотностью 80 г/м². В зависимости от тиража, печать производится офсетным или цифровым методом.
    Листовой блок, как правило, не подвергается послепечатной обработке (за исключением вырубки и других операций, применяемых в крайне редких случаях). По отношению к обложке и подложке, напротив, могут использоваться:
    • частичное или полное УФ-лакирование;
    • тиснение фольгой;
    • ламинация матовая или глянцевая;
    • конгревное тиснение;
    • перфорация;
    • вырубка и другое.
    После Выполнения печати и дополнительной обработки начинается завершающий процесс. 
  4. Этап четвертый. Сборка.
    Когда дизайн полиграфии материализован на бумаге, вступает в силу этап сборки изделий, который завершает изготовление блокнотов, как последовательный процесс производства. 
    Для скрепления обложки, листового блока (способного содержать различное количество листов) и подложки могут использоваться: 
    • пружина – замыкающаяся или спиралевидная, чаще с белым, серым или черным покрытием;
    • скрепка – применяется, преимущественно, для небольших блокнотов;
    • клеевое покрытие.
    Скрепление блокнота может осуществляться по короткой или длинной стороне. Наибольшая популярность пружинных блокнотов, скрепленных вдоль короткой стороны, объясняется их удобством и практичностью, легкостью переворачивать и возможностью вырывать листы с записями. 
Если изготовление блокнотов осуществляется компанией для решения рекламных или маркетинговых задач, следует тщательно продумать дизайн и практичность продукции. Так как только при ее востребованности аудиторией, она будет использоваться и принесет результат. В этом случае, оформление блокнотов, как и дизайн упаковки продукции, играет важную роль.

ПОДЕЛИТЬСЯ
свяжитесь с нами
Выбрать файл
* - обязательные поля
Заполняя данную форму вы принимаете условия Соглашения об использовании сайта, в том числе в части обработки и использования персональных данных