Создание упаковки
Индивидуальная упаковка продукции является сегодня обязательным условием выхода на российский и мировой рынок. Она имеет большое значение для формирования узнаваемости торговой марки и успешной реализации товаров.Схема 1. Классификация упаковочной продукции
Указанное разделение нередко является условным, позволяя сочетать в одной упаковочной продукции несколько практических качеств.
Наибольшую востребованность на сегодняшний день получили услуги по разработке потребительской упаковки, отличающейся широким разнообразием вариантов и материалов изготовления. Именно потребительская упаковка считается «продаваемой».
«Продаваемая» упаковка
«Продаваемая» («продающая») упаковка – это предмет, либо сочетание предметов (емкостей, тюбиков, коробок, пакетов, прочего), предназначенных для фасования, транспортировки, реализации товара и способствующих повышению уровня его продаж.
Она может эффективно продвигать товары, способствовать формированию их узнаваемости, привлекательности в глазах покупателя и т.д., представляя собой «лицо» (визуальный образ) поставляемой продукции.
Для выполнения своего прямого назначения, качественная «продаваемая» упаковка должна:
- выгодно выделять товар из массы аналогичной продукции;
- «кричать» о бренде (торговой марке), предмете продаж;
- точно и максимально полно информировать потребителя и приобретенном продукте/предмете;
- подчеркивать выгоду, получаемую потребителем при приобретении товара.
При этом, далеко не каждая упаковочная продукция, созданная индивидуально, с учетом последних тенденций рекламы, имеет основания называться «продаваемой» и «продающей».
Создание «правильной» упаковки
В отличие от базовых упаковочных материалов, характеризующихся надежностью, прочностью, богатством возможностей, современная фирменная упаковка отличается более широким назначением. При ее разработке необходимо учитывать:
- требования к правильному хранению продукции;
- рекомендации по удобной транспортировке товара;
- интересы потребителя (практичность, внешнюю привлекательность упаковки);
- корпоративный стиль компании (торговой марки), с учетом специфики, продукта, особенностей его реализации и прочего.
Таким образом, современная упаковка продукции, как средство или комплекс средств, должна соответствовать установленным требованиям и выполнять следующие функции.
Схема 2. Основные функции упаковки
Соответствие указанному функциональному назначению является основным критерием создания «правильной» упаковки.
- Определить, какой именно вариант упаковочной продукции необходим: транспортная, потребительская, консервирующая, смежная (сочетающая качества) и т.д.
- Составить перечень требований с учетом специфики товара: упаковка для молока, пиццы, полуфабрикатов, конфет, косметики и прочего имеет конкретные требования по материалам изготовления, характеристикам прочности, условиям расфасовки, консервации (хранения) и иным критериям.
- Обозначить основную целевую аудиторию потребителей, их возрастной состав, образ жизни, интересы и т.д. Это необходимо для создания удобной покупателю упаковки (по объему тары, практическим свойствам), способной привлечь его внимание.
- Соблюсти все существующие правила и нормы поставки товара, особенно в случае разработки материалов для продуктов питания, косметики, лекарств и иной продукции, употребляемой в пищу, имеющей непосредственный контакт с человеком и/или способной представлять опасность в случае случайной потери (например, бытовая химия, реагенты красок для волос).
Большую роль в создании данного материала играет качественный дизайн.
Какой должна быть идеальная упаковка
Как показывает практика, существуют несколько правил идеальной упаковки для продукта (товара). Она должна быть:
- Удобной. С этой целью коробки крупногабаритных товаров оснащаются ручками, молоко – разливается в прямоугольные влагонепроницаемые пакеты и бутылки, а соусы – более востребованы в пластиковых емкостях с дозатором, нежели в стеклянной таре. В качестве критериев принимается удобство потребления продукта (использования товара) и комфорт работы с самой упаковкой (легкость переноски, транспортировки, хранения, вскрытия и пр.). Необходимо учесть оптимальный размер, вес расфасовки продукции, а также объем и массу упаковочных материалов.
- Информирующей, честной. Важно, чтобы на упаковке потребитель мог найти всю необходимую информацию о товаре, так как открыть коробку (пакет) сможет только после совершения покупки.
Схема 3. Какие сведения должна содержать хорошая упаковка
Для ряда продуктов (пища, косметика и т.д.), также необходимо указывать дополнительные сведения: вес, пищевую ценность, прочее.
- Безопасной, экологичной. Существуют стандарты качества, позволяющие контролировать безопасность тары. Упаковка и ее компоненты должны быть безвредны для товара, человека, окружающей среды.
- Сохраняющей потребительские свойства товара. Особое значение это имеет для упаковки пищевых скоропортящихся продуктов, полуфабрикатов, молочных изделий, прочего, когда важны консервирующие свойства тары. Для непищевых продуктов, склонных к хрупкости, учитываются нормы сопротивления механическим воздействиям, влагонепроницаемости, термоустойчивости.
- Экономичной. Упаковка не должна существенно повышать стоимость продукции. В среднем, рекомендуемые затраты на тару составляют не более 7-10 процентов от общей цены товара.
- Привлекательной, красивой. Дизайн упаковки имеет важное значение для эффективных продаж. Конфигурация и цветовое решение упаковочных материалов должны выгодно выделять товар из общей массы, интересовать целевого потребителя, соответствовать его образу жизни и статусу товара. При разработке оформления важно учитывать специфику товара, фирменный стиль торговой марки. Так, упаковка для конфет, косметики, пиццы и бытовой техники имеет существенные дизайнерские отличия. Необходимо соблюсти строгое соответствие.
Упаковка работает на компанию в точках продаж, в руках потребителя и во время непосредственного использования товара.